Тайная вечеря Леонардо да Винчи Собор Св. Петра Микеланджело Рафаэль Брунеллески Неоплатонизм Тициан Маньеризм

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора её создателей, масштабность их представлений о мире и космосе.

Королевская Академия

Когда молодой Людовик XIV пришел к власти в 1661 году, Жан-Батист Кольбер, его главный советник, создал административный аппарат для поддержки абсолютной монархии. В этой системе, направленной на подчинение мыслей и действий всей нации строгому контролю сверху, перед изобразительными искусствами стояла цель прославления короля, а официальным «королевским стилем» и в теории, и на практике стал классицизм. Расчет систем стержней, соединенных с недеформируемым элементом

Централизованное руководство искусством осуществляли Кольбер и художник Шарль Лебрен (1б19— 1690), причем не только посредством власти кошелька. Сюда входила и новая система обучения художников в официально одобренном стиле. В периоды античности и средневековья художники постигали ремесло путем ученичества, определяясь в подмастерья, и эта оправдавшая себя практика все еще оставалась преобладающей и в период Возрождения. После того, как живопись, скульптура и архитектура получили статус свободных искусств, художникам захотелось присовокупить к «механической» подготовке и теоретические знания. С этой целью были основаны «художественные академии» по образцу академий гуманистов (само название «академия» происходит от названия рощи в Афинах, где Платон встречался со своими учениками). Академии художеств появились впервые в Италии. Они были похожи на частные объединения художников, которые периодически встречались, чтобы порисовать модель или обсудить вопросы теории искусства. Позже эти академии превратились в официальные учреждения, взявшие на себя некоторые функции гильдий, но обучение в них тогда еще не занимало значительного места и было далеко не систематическим.

Так обстояли дела и в основанной в 1648 году Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. Но когда ее директором в 1663 году стал Лебрен, он установил там строгое расписание обязательных практических и теоретических занятий, исходя из определенной системы «правил». Так возникли принципы, которые легли в основу устройства всех последующих академий, в том числе и их потомков, современных художественных школ. Значительная доля этого учения была заимствована из воззрений Пуссена, но они были доведены до рационалистической крайности. В Академии был даже разработан метод классификации в числовых соотношениях достоинств художников прошлого и настоящего по таким категориям, как рисунок, экспрессия и пропорция. Наивысших оценок, разумеется, удостаивались античные художники, далее шел Рафаэль со своей школой, затем Пуссен. Венецианцы, которые «чрезмерно увлекались» цветом, были рангом ниже, а фламандцы и голландцы — еще ниже. Аналогичным образом были классифицированы и сюжеты — от «исторических» на самом верху (имелись в виду литературные сюжеты, будь то классические, библейские или мифологические) до натюрморта внизу.

[an error occurred while processing this directive]
Высокое возраждение в Италии, Франции и Испании Барокко в Италии и Испании