Тайная вечеря Леонардо да Винчи Собор Св. Петра Микеланджело Рафаэль Брунеллески Неоплатонизм Тициан Маньеризм

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора её создателей, масштабность их представлений о мире и космосе.

Пейзаж и натюрморт в живописи

Религиозная живопись Рембрандта требует особой глубины восприятия, отсутствовавшей в его время у большинства коллекционеров. Приобретая произведения искусства, голландцы, как правило, отдавали предпочтение тематике, связанной с их жизненными впечатлениями: пейзажи, архитектурные виды, натюрморты, повседневные сцены. Эти различные жанры, как мы помним, зародились во второй половине XVI столетия (см. стр. 283)— Когда они окончательно сложились, началась небывалая прежде специализация. Такая тенденция была характерна не только для Голландии — в той или иной степени она прослеживается по всей Европе. Но по своей производительности и разнообразию подвидов внутри каждого основного жанра голландские живописцы явно превзошли всех остальных.

297. Рембрандт. Проповедующий Христос. Ок. 1652 г. Офорт. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Завещание г-жи X. О. Хэвимейер

Ван Рейсдаль. Самой богатой из вновь созданных узких «специальностей» стал пейзаж, включавший в себя как точное изображение зна комых видов, так и творческое видение природы. «Еврейское кладбище» (илл. 298) Якоба ван Рей- сдаля (1628/29—1682), крупнейшего голландского пейзажиста, имеет откровенно воображаемый характер. В композиции преобладают стихийные силы. Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил,— все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все — от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного.

[an error occurred while processing this directive]
Высокое возраждение в Италии, Франции и Испании Барокко в Италии и Испании