Тайная вечеря Леонардо да Винчи Собор Св. Петра Микеланджело Рафаэль Брунеллески Неоплатонизм Тициан Маньеризм

В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой выразился стиль искусства Высокого Возрождения периода высшего расцвета. Он был признанным главою римской художественной школы той поры, когда она занимала первенствующее положение в культурной жизни Италии.

Неоплатонизм. В «Рождении Венеры» впервые со времен античности богиня изображена обнаженной, и ее поза напоминает классические статуи Венеры. Более того, сюжет картины трактован со всей серьезностью и даже торжественностью. Но разве могли существовать подобные образы во вре мена христианской культуры без того, чтобы художника и его покровителя не обвинили в возрождении язычества?

219. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ок. 1480 г. Холст, темпера. 279 см. Галерея Уффици, Флоренция

Чтобы разобраться в этом парадоксальном явлении, мы должны понять смысл картины Боттичелли и рассмотреть использование классических сюжетов в искусстве Раннего Возрождения. В Средние века классическая форма стала независимой от сюжета. Живописцы и скульпторы могли заимствовать античные позы, жесты, типы и выражения лиц, но при одном условии — образ послуживший источником вдохновения, не должен был узнаваться. Поэтому древние философы превращались в апостолов, Орфей становился Адамом, а Геракл — Самсоном. Когда средневековым мастерам приходилось изображать языческих богов, они вместо существующих образцов брали за основу литературные описания. Кроме того, в средневековье классические мифы порой трактовались с нравоучительной точки зрения как аллегории христианских заповедей. Например, могли объявить, что похищенная быком Европа символизирует спасенную Христом душу. Но подобные туманные объяснения вряд ли могли служить достойным оправданием для возвращения языческим богам их былой красоты и силы. Для такого соединения христианской веры с древней мифологией требовался более основательный довод. Он был представлен философами-неоплатониками, самый выдающийся из которых, Марсилио Фичино, пользовался огромным авторитетом на рубеже XV и XVI столетий. Философия Фичино основывалась одновременно на мистицизме Плотина и на учении Платона. Он считал, что бытие вселенной, включая жизнь человека, направляется Богом посредством непрерывного круговорота духа в процессе его нисхождения в материю и восхождения обратно к Богу, а потому, откуда ни исходили бы откровения — из Библии, из трудов Платона или из античной мифологии — они едины. Подобным же образом он заявлял, что, поскольку красота, любовь и блажество являются разными стадиями одного и того же кругового движения, они также едины. Поэтому неоплатоники могли поочередно обращаться то к «небесной Венере» (т. е. к обнаженной Венере, рожденной из морской пены), то к Богоматери как источнику «божественной любви» (что означало познание божественной красоты). По представлениям Фичино, небесная Венера существует исключительно в сфере духа, в то время как ее двойник, обыкновенная Венера, вызывает в человеке чувство «земной» любви.

Великолепная ренессансная архитектура, архитектура, на фоне которой в спокойно- величавом ритме, свободно и естественно размещены фигуры и группы, «раздвигая» стены в действительности небольшого помещения, создаёт впечатление необычайного простора.
Высокое возраждение в Италии, Франции и Испании Барокко в Италии и Испании